Методическое обеспечение введения ФГОС НОО и ФГОС ООО
На уровне школы функционирует методический совет, который рассматривает вопросы подготовки к введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО
Методическая поддержка педагогических работников
ФГОС – 2021: введение с 1 сентября 2022 г.
- Памятка для педагогов «Переход на новые ФГОС НОО и ФГОС ООО»
- Содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
Параметр сравнения |
ФГОС 2009/2010 |
ФГОС 2021 |
Требования к условиям реализации программ обучения |
Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения программы |
Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый — в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй — школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий — можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО) |
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО |
Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. при этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО) |
|
Объем часов аудиторной нагрузки ФГОС НОО: 2904 — минимум, 3345 — максимум |
ФГОС НОО: 2954 — минимум, 3190 — максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) |
|
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО 1350часов |
1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО) |
|
Особенности обучения детей с ОВЗ Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о |
ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО) |
|
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий Настолько подробных норм не было |
Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО) |
|
Информационно-образовательная среда Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов |
Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) |
|
Оснащение кабинетов Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО |
|
Обеспечение учебниками и учебными пособиям Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий — в печатном или электронном виде |
Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО |
|
Психолого-педагогические условия Требований было меньше |
В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО |
|
Повышение квалификации Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) |
|
Целевой раздел |
||
ООП НОО |
||
Требования к структуре основной образовательной программы |
-пояснительная записка; -планируемые результаты освоения учащимися ООП НОО; -система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО |
-пояснительная записка; — планируемые результаты освоения учащимися программы НОО; -система оценки достижения планируемых результатов освоения программы НОО |
ООП ООО |
||
-пояснительная записка; — планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО; — система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО |
-пояснительная записка; — планируемые результаты освоения учащимися программы ООО; — система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО |
|
Содержательный раздел |
||
ООП НОО |
||
-программа формирования УУД у учащихся; -программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; — рабочая программа воспитания; -программа коррекционной работы; -программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
— программа формирования УУД у учащихся; -рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе внеурочной деятельности, учебных модулей; -рабочая программа воспитания. |
|
ООП ООО |
||
-программа развития УУД; -программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; -рабочая программа воспитания; -программа коррекционной работы |
-программа формирования УУД; -рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе внеурочной деятельности, учебных модулей; -рабочая программа воспитания; -программа коррекционной работы — если в школе есть ученики с ОВЗ |
|
Организационный раздел |
||
ООП НОО |
||
-учебный план НОО; — календарный учебный график; -план внеурочной деятельности; -календарный план воспитательной работы; -система условий реализации ООП НОО |
— учебный план НОО; -календарный учебный график; -план внеурочной деятельности; -календарный план воспитательной работы с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие; -характеристика условий реализации программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС. |
|
ООП ООО |
||
— учебный план ООО; -календарный учебный график; -план внеурочной деятельности; -календарный план воспитательной работы; -система условий реализации ООП ООО; -оценочные и методические материалы; |
— учебный план ООО; —календарный учебный график; -план внеурочной деятельности; — календарный план воспитательной работы с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие; Характеристика условий реализации программы ООО в соответствии с требованиями ФГОС |
|
Требования к результатам обучения |
ООП НОО |
|
Три группы результатов сохраняются: это личностные, |
1) Личностные образовательные результаты сформулированы как отражающие готовность учащихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части (далее структурированы по группам): гражданско — патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры ЗОЖ, трудового воспитания, экологического воспитания, ценности научного познания. 2) Метапредметные результаты (универсальные учебные познавательные действия) структурированы по трѐм группам: «базовые логические действия», «базовые исследовательские действия», «работа с информацией». Обновлены и содержательно раскрыты результаты этих групп. 3) Метапредметные результаты (универсальные учебные коммуникативные действия) структурированы по двум группам: «общение», «совместная деятельность». Существенно обновлены и содержательно раскрыты результаты этих групп. 4) Метапредметные результаты (универсальные учебные регулятивные действия) структурированы по двум группам: «самоорганизация», «самоконтроль». Существенно обновлены и содержательно раскрыты результаты этих групп. Впервые появляется понятие «эмоциональный интеллект», раскрываются результаты овладения учащимися эмоциональным интеллектом. 5) Значительно расширен перечень предметных образовательных результатов учащихся по предметным областям. Результаты в большинстве сформулированы в деятельностной форме. Разделены и раскрыты результаты предметных областей «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке. |
|
ООП ООО |
||
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования: — личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; — метапредметным, включающим освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; — предметным, включающим освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами |
В новых ФГОС подробно описывают результаты освоения ООО. Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно- деятельностного подхода Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: -гражданско- патриотическое; -духовно-нравственное; -эстетическое; -физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; -трудовое; -экологическое; -ценность научного познания Метапредметные результаты группируются по по видам универсальных учебных действий: -овладение универсальными учебными действиями- базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; -овладение универсальными учебными коммуникативными действиями- общение, совместная деятельность; -овладение универсальными учебными регулятивными действиями- самоорганизация, самоконтроль Впервые появляется понятие «эмоциональный интеллект», раскрываются результаты овладения учащимися эмоциональным интеллектом. В прежних ФГОС личностные и метапредметые результаты описывались обобщенно. А в новых —каждое из УУД содержит критерии их сформироваости 6) Новые ФГОС определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине .Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия»,", Вероятность и статистика«, «Информатика», «Физика», «Химия»; «Биология» |
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru
3.На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ — удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/
1. В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Видеоуроки — результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода.
Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные
пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ФГОС ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.
2. Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm