Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рекомендации учителю по формированию мотивационной сферы учащихся

Одной из причин, по которым дети не посещают школу, является отсутствие интереса к учению. Развивать учебную мотивацию нужно начинать с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы передача знаний и умений сопровождалась формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся. 

 

Учителю в своей работе необходимо учитывать то, что разные школьные возрасты сензитивны (чувствительны) для воспитания разных сторон мотивационной сферы и видов интереса. 

Так, в младшем школьном возрасте преобладают познавательный мотив научиться учиться и широкий социальный мотив занять новую позицию школьника. 

В норме прослеживается следующая динамика мотивов учения младших школьников от 1-го к 3-му классу: 

Преобладание интереса к внешней стороне пребывания в школе:

  • сидение за партой
  • ношение портфеля и т.д.

Возникновение интереса к первым результатам учебного труда:

  • к первым написанным буквам и цифрам
  • к первым отметкам

Интерес к процессу, содержанию учения.

В среднем школьном возрасте главную роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников, овладеть способами взаимодействия и общения в процессе учения с другим человеком. 

В старшем школьном возрасте доминируют зрелые познавательные мотивы самообразования, формируются социальные мотивы подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения в общественную практику. 

Эти виды мотивации обусловливают и различное содержание интереса к учению в разных школьных возрастах.

Для того, чтобы правильно выстроить работу с учеником, нежелающим учиться, необходимо выяснить причины этого. Иногда учитель затрудняется дать качественный и достаточно квалифицированный анализ отдельных сторон мотивационной сферы, суммируя свои впечатления об отношении школьника к учению лишь житейскими оценками («интересуется», «не хочет учиться») и ограничиваясь ими без пристального анализа причин этих проявлений. Эти причины поможет установить психолог. Ниже приводится классификация возможных причин снижения интереса к учению.

Причины снижения интереса к учению или отрицательного отношения к нему.

Группа косвенных причин:

  • пробелы в знаниях, 
  • отсутствие приемов и навыков учебного труда, 
  • нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры) с учителем, родителем, сверстником, 
  • сильные внеучебные интересы. 

Группа прямых причин:

  • несформированность у школьников отдельных сторон мотивации (например, отсутствие зрелых социальных мотивов отдачи обществу и преобладание узкопознавательных мотивов).

Выявление прямых причин требует от учителя умения анализировать и оценивать состояние мотивационной сферы отдельных учеников.

Желательно выявить, например,

  • есть ли у ученика понимание и осознание смысла, значимости учения;
  • установить, какие мотивы побуждают его учиться, какие мотивы являются доминирующими, осознанными, устойчивыми; 
  • определить, умеет ли школьник ставить цели и реализовывать их в учебной работе; 
  • выявить, какими эмоциями сопровождается и мотивируется процесс его учения, каково общее состояние интереса к учению и его проявления.

Учителю важно не отрывать психологическое изучение мотивации школьников от ее формирования. При изучении школьника учитель фиксирует следующие тенденции: возникновение и сохранение мотивации и интереса, их возрастание, усиление или, напротив, угасание, повышение их устойчивости и т. д. Важно отмечать как возникающие сразу, так и отсроченные во времени изменения в мотивационной сфере учащихся. 

Для формирования мотивации в первую очередь необходимо создать благоприятные и нормальные условия для протекания учебного процесса: 

  • создать или восстановить у учащихся общее положительное отношение к пребыванию в школе, конкретном классном коллективе, 
  • улучшить материальное обеспечение учебного процесса оборудованием (наглядными пособиями, техническими средствами), 
  • обеспечить необходимый минимум запаса знаний по данному учебному предмету,
  • вооружить учащихся основными практическими умениями и навыками учебного труда. 

Эти общие условия создадут лишь фон для целенаправленной работы по формированию мотивации учения. Вместе с тем без них невозможно ставить задачи воспитания полноценной мотивации. Нельзя думать, что есть средства формирования мотивации, изолированные от всего состояния учебно-воспитательного процесса.

 Затем может быть начата собственно педагогическая работа по формированию мотивации и интереса к учению. Она включает формирование полноценной, целостной учебной деятельности школьников:

  • формирование у школьников способов взаимодействия и сотрудничества с другим человеком; 
  • воспитание социальных установок и идеалов;
  • тренировку отдельных мотивов и других побуждений, входящих в мотивационную сферу и являющихся психологической основой привычки к нравственному поведению в учении.

В реальном учебном процессе указанные линии работы взаимосвязаны и переплетены. Работа учителя в этих направлениях будет способствовать возникновению, поддержанию, усилению или возрастанию мотивации, повышению ее устойчивости.

Формированию мотивации и интереса к учению способствует, прежде всего, использование возможностей учебного материала. Так, оптимальным для усвоения является не чрезмерно мелкое членение, дозировка учебного материала, а разного рода его укрупнение, выделение в нем ключевых идей, принципов, основных единиц усвоения, глобальных тем, ведущих идей, ключевых положений и принципов курса. Для поддержания интереса к учению эффективно постоянно переходить от ключевых идей, общих принципов к их конкретизации и обратно, что способствует целостному восприятию учебного материала школьником, объединению в сознании ученика отдельных частных тем общим стержнем, обозримости курса для усвоения. Понимание основных принципов курса повышает мотивацию учащихся. 

Этому же способствует использование таких методов контроля знаний, как зачеты, что также помогает учащимся мысленно охватить большие объемы учебного материала и повышает интерес к учению. 

При отборе содержания важно не допускать как неоправданной усложненности материала, приводящей к перегрузке учащихся, так и излишней его облегченности, также снижающей активность и интерес школьников. При организации и подаче учебного материала всегда должны учитываться такие факторы, как научность материала, его новизна, практическая значимость, межпредметные связи, разнообразие его подачи, приводящее к продуманной и умеренной занимательности.

Положительному отношению к учению способствует включение в школьную программу не только системы понятий, подлежащих усвоению, но и характеристик активной учебной деятельности самих школьников. Особая роль принадлежит организации учебного материала с точки зрения учета учебных задач, т. е. задач усвоения, которые ставятся и формулируются под руководством учителя, но самими учащимися. Включение в программу и усвоение школьниками системы учебных задач помогают поддерживать постоянную мотивацию учения. Эффективно в начале курса раскрыть общие исходные задачи усвоения, опираясь на задачи предстоящей деятельности, т. е. показать, где на практике могут быть использованы знания этого учебного предмета. Усвоение школьниками исходных задач способствует возникновению мотивации и интереса к данному учебному предмету (или к разделу его). Затем целесообразно использовать последовательность более частных задач, которые надо постоянно соотносить с общей учебной задачей курса — это служит поддержанию возникшей ранее мотивации. Учебный предмет оказывается как бы сцементированным последовательностью учебных задач, что также повышает эффективность усвоения и запоминания материала. Само по себе повышение эффекта усвоения и запоминания материала — важный стимул учения для школьников, фактор возрастания их интереса к учению.

Средством вызывания и поддержания мотивации является овладение школьниками активными действиями, их совокупностью (приемами, методами учебной работы), отработка способов действий до уровня умений и навыков учебного труда. Овладение и правильное выполнение активных учебных действий вызывают у школьников интерес к учебному процессу. Замечено, что наибольшая удовлетворенность у школьников возникает не при усвоении отдельных умений и навыков, а их системы. Дополнительным источником поддержания интереса является поощрение (но не захваливание) учителем конечных и промежуточных результатов учебного труда школьников. Трудоемкий или длительный учебный процесс необходимо прерывать и его промежуточные положительные результаты подкреплять, причем такие поддержки учителя должны носить не эпизодический, а систематический характер. В этих случаях накопление эмоциональной усталости от волевых усилий снимается положительными эмоциями удовлетворения.

Вызывает интерес у школьников моделирование, особенно переходы от графической модели к знаковой, от цифровой к буквенной и обратно.

Возрастает мотивация и интерес к учению тогда, когда учитель поощряет поиск разных способов и результатов решения, их сопоставление, выбор правильного результата, наиболее экономного, рационального или изящного способа действия. Положительная мотивация и интерес учащихся также возрастают, если учитель оценивает не только итог работы, но и пути и способы ее, если он терпимо относится к ошибке ученика там, где она является следствием активного поиска нового способа. Само по себе превращение способов работы в прочные и автоматизированные навыки (навыки чтения, счета, организации собственного труда) также способствует удовлетворению школьников учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.           

Надежным средством повышения интереса к учению является формирование у школьников приемов самоконтроля, т. е. вовлечение школьника в процесс оценивания. 

Большое значение для поддержания мотивации и интереса имеет продуманный, с точки зрения возможностей ученика, порядок расположения материала, порядок предъявления учебных заданий, а также учет уровня притязаний учащихся, их собственных оценок. Многократное и монотонное предъявление заданий одного и того же типа (в том числе творческих и самостоятельных) вызывает утомление, снижает интерес. Напротив, поддерживает мотивацию, переключает внимание учащихся чередование репродуктивных и творческих заданий, проблемных и тренировочных, включение в тренировочные упражнения элементов поиска.

Интерес учащихся зависит как от объективной сложности учебного материала, так и от успешности его субъективного освоения. Надо учитывать, что успешное выполнение предыдущего задания повышает интерес к последующему, и наоборот, неудача в предыдущем задании вызывает меньший интерес к выполнению последующего. Успех создает положительный эмоциональный фон для преодоления  новой трудности. 

Желательно на уроке после задания с большой долей занимательности не давать скучные задания, после творческой деятельности — репродуктивные задания, ибо они будут выполняться с меньшим интересом. В учении сохраняется активный интерес школьников, если уровень трудности материала учитель подбирает с учетом не вчерашнего, а завтрашнего дня развития, т. е. резервов учащихся, особенно если на эти резервы обращается внимание учащихся. Слишком легкая работа хотя и приводит к успеху, но не вызывает глубокой удовлетворенности учащихся, интереса, стремления к совершенствованию.

Значит, для поддержания устойчивого интереса к учению у школьников надо, наряду с положительными эмоциями, вызывать и некоторые отрицательные — столкновение с трудностью, неудовлетворенность собой и результатом работы. Вместе с тем и чрезмерно грудная работа, закрепляя отрицательные переживания неуспеха, снижает мотивацию. Хороший уровень мотивации возникает тогда, когда школьники имеют возможность включиться в такие виды заданий, где они могут достичь успеха и, вместе с тем, где возникает ощущение вложенного труда, преодоления препятствий. 

Для поддержания положительного эмоционального климата на уроке учителю важно постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности, не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске, стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени, стресса (во время контрольных, на экзамене), помех, усталости. Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы (в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей), воспитывать адекватные критические установки учащихся на свою работу, каждому ученику и классу показывать перспективы, резервы их развития.

Одним из средств повышения мотивации при коллективной работе является 

  • изменение позиции школьников в классе, группе (переход ученика в актив); 
  • изменение социальной роли (неуспевающий старшего класса начинает отвечать за неуспевающего младшего класса);
  • чередование роли оценивающего и оцениваемого, умение оценить себя с позиции другого человека; 
  • связывание жизни классного коллектива с жизнью школы, страны. 

Учителю при формировании мотивации надо широко использовать воспитательную роль классного коллектива. Вместе с тем ситуация соперничества в классе (например, за отметку учителя) снижает внутреннюю познавательную мотивацию, вызывая лишь внешний, ситуативный и эпизодический интерес.

Названные направления работы учителя так или иначе формируют школьника как субъекта учебной деятельности, субъекта взаимодействия с окружающими людьми. Активная жизненная позиция в учении и в общении, связанном с этим учением, зримо повышает мотивацию и интерес к нему. Активная позиция по отношению к своей мотивации, делает подростка субъектом своей мотивационной сферы, что помогает школьнику в осознании и перестройке мотивов учения, в их самовоспитании.

Весь процесс формирования интереса к учению у каждого ученика должен быть предметом совместного вдумчивого и деликатного обсуждения учителя, классного руководителя, психолога на педагогических консилиумах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах со школьниками.

Сопоставление фоновых данных (т. е. того уровня мотивации и интереса, с которым ученик пришел в класс) с теми результатами (качественными изменениями), которые возникли в ходе воздействий, определяет эффективность формирования мотивации и интереса школьников к учению. Объективно на это будут указывать данные психологического изучения мотивации и интереса школьников. На основе полученных сведений и выводов об эффективности работы по формированию мотивации и интереса учитель ставит задачи дальнейшей учебно-воспитательной работы.